rubeen
Mobile menu

dcbb84a1e19

Каждый человек на протяжении жизни обращается за медицинской помощью, чаще всего за амбулаторной, чаще всего за плановой.

А как работает больница в условиях чрезвычайных ситуаций?

Обычный  октябрьский день… Тихо  с самого утра моросит мелкий дождь, падает пожухший лист. Послеобеденное время. Меньше людей в приемном отделении больницы, большинство плановых пациентов госпитализировано в первой половине дня.

Вдруг дождливую тишину пронзает телефонный звонок. Диспетчер отделения скорой медицинской помощи снимает трубку: «Скорая слушает…» А на другом конце провода взволнованный голос: «ДТП с маршруткой… Есть пострадавшие…»

Срывается с места первая бригада, фельдшер хватает медицинскую сумку с медикаментами, в другую руку – специальную укладку для оказания помощи при массовых поражениях (в ней дополнительные комплекты перевязочного материала, транспортные шины, растворы для капельниц), водитель бежит с дополнительными носилками, парой теплых одеял. Секунды… и санитарный автомобиль несется по трассе М7. Следом выезжает вторая бригада.

На пульт диспетчеру идут один за другим звонки, на них – лаконичный, спокойным голосом ответ: «Скорая выехала…Ждите…»

А дальше диспетчер работает четко по алгоритму, разработанному при чрезвычайной ситуации с массовым поступлением пострадавших. Первые звонки в приемное отделение, главному врачу или его заместителю по медицинской части, дальше в отделение анестезиологии и реанимации, операционный блок, рентгенологический, фармацевтический кабинеты. Спокойным четким голосом: «ДТП. Ожидается массовое поступление пострадавших».

У приемного отделения своя схема оповещения: вызов сортировочной бригады, бригад носильщиков. Приемное отделение мгновенно превращается в сортировочную площадку, открыты настежь двери от  входа до лифтовой площадки, из процедурного кабинета выкатываются хирургические столики с укладками для оказания помощи большому количеству пострадавших. Укладки сформированы так, что откуда бы не пришел хирургический персонал, за считанные секунды он мог приступить к работе (халаты, шапочки, маски, перчатки, фартуки, необходимые инструменты и перевязочный материал).

Пару минут – и пустой коридор приемного отделения наполняется людьми в белых халатах. Первыми приходят врачи анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры-анестезисты отделения анестезиологии и реанимации. Оно и не мудрено, отделение расположено в паре шагов от приемного. А минутная задержка связана с тем, что проведена сортировка внутри отделения. Пациенты, которые могут находиться в других отделениях, переводятся по профилю их заболеваний, на опустевшие койки через минуту-другую будут госпитализированы пострадавшие.

Еще минута – и по коридору приемного отделения проезжают первые носилки, за ними вторые… Они еще пустые, выстраиваются на пандусе приемного отделения. Торопливо спускаются с третьего этажа  хирурги и медицинские сестры.

Все это проходит без суеты, паники, лишних вопросов. К этому все готовы… До этого были многочисленные тренировки внутри отделений по отработке навыков, слаженность взаимодействия шлифовалась учебными занятиями. Все знают что, где и как надо делать.

Готовность номер один… По правилам медицинской сортировки при массовом количестве пострадавших в первую очередь медицинская помощь оказывается тем, у кого более тяжелые травмы, более тяжелое состояние.

К пандусу приемного отделения подъезжает первая машина скорой помощи, на улице перекладывается пациент на больничные носилки. Бригада скорой помощи уезжает обратно на место происшествия, диспетчеру поступили новые звонки о пострадавших.

В приемном отделении короткий осмотр, молниеносная оценка тяжести пациента, госпитализация в отделение анестезиологии и реанимации.

Еще пару минут ожидания, на подъезде еще один санитарный автомобиль… Пострадавший в крайне тяжелом состоянии, здесь не теряется время на перекладку, осмотр, пациента на транспортировочных носилках везут в реанимацию, фельдшер кратко докладывает об оказанной помощи. Еще минута — и пустые каталки с фельдшером и водителем проносятся по приемному отделению, и эта бригада возвращается на место происшествия…

В холле приемного отделения остаются два хирурга и хирургические сестры – следующим пострадавшим, по информации фельдшеров скорой медицинской помощи, скорее всего нужна будет только их помощь. Поступает информация от диспетчера, помощь оказана на месте, часть пострадавших эвакуирована попутным транспортом.

Одна за другой возвращаются на базу бригады скорой медицинской помощи, в привычный режим работы – приемное отделение. Свой объем работы на этот момент они выполнили. Через пару часов обратятся несколько пострадавших — помощь им окажут в приемном отделении амбулаторно.

А стационар продолжает интенсивно работать. Анализы, обследования, осмотры врачей-специалистов. Работает бригада врачей-анестезиологов-реаниматологов, хирургов, медицинских сестер. Есть первые результаты рентгеновских снимков. Консилиум врачей-специалистов. Используются современные возможности – телемедицинское консультирование. Консультация в режиме онлайн с ответственным врачом Республиканского центра спинальной травмы, дежурными врачами – нейрохирургом и анестезиологом-реаниматологом отделения экстренной и планово-консультативной помощи университетской клиники областного центра. Тяжесть пациента не позволяет его транспортировать на областной или республиканский уровни, вызвана реанимационная бригада.

Но время уходит, пока из Гродно примчится реанимобиль, пройдет не менее трех часов, а их у пациента нет, наши врачи начали операцию по жизненным показаниям…

Это в рабочее время, когда на месте все специалисты. А в нерабочее время, выходные и праздничные дни?

В работе отделения скорой (неотложной) помощи и приемного отделения, отделения анестезиологии и реанимации мало что меняется. Эти отделения работают круглосуточно и нацелены на оказание экстренной помощи. Только медицинского персонала меньше — остаются дежурные смены. Но при необходимости, когда речь идет о спасении жизни, привлекаются к оказанию неотложной помощи специалисты, находящиеся дома.

Наиболее запомнившийся случай?

Морозный январский вечер пару лет назад. Вечером поступил звонок диспетчеру скорой медицинской помощи, что мужчину поразило током. Машина скорой помощи выезжает незамедлительно, через 11 минут бригада прибывает на место происшествия, а это 16 километров от города. Оказалось, что пострадавший неправильно эксплуатировал газовое оборудование, произошел взрыв бытового газа. Состояние потерпевшего крайне тяжелое: тяжелый травматический шок, большая кровопотеря, отрыв конечности. Пациент лежит во дворе, первую помощь (жгут, повязка) никто не оказал, вокруг суета и паника. Фельдшер бригады скорой медицинской помощи оказывает необходимую помощь, машина мчится в стационар. По рации диспетчеру сообщено о транспортировке тяжелого пациента. Дежурные смены приведены в состояние повышенной готовности. Пациент госпитализируется в отделение анестезиологии и реанимации, минуя приемное отделение через пятьдесят минут от принятия вызова.

У пациента минно-взрывная травма, необходима экстренная операция по жизненным показаниям. В больницу приезжают врачи, медицинские  сестры, а дома не доделанные с детьми уроки, домашние дела. Молчаливый укор близких: «Ты же обещал, что это время проведешь с нами, что-то сделаешь, да просто отдохнешь, ты же дежурил вчера всю ночь…».  Идут на работу, потому что на кону самое дорогое – жизнь человека.

Идет операция в течение двух часов, работают две операционные бригады: четыре хирурга, два анестезиолога-реаниматолога, две операционные медсестры, две медицинские сестры-анестезиста не дают человеку умереть. Шесть из них приехали по вызову из дома в нерабочее время. В первые четыре часа пациенту перелито более семи литров растворов. За сутки пациенту перелито почти четыре литра препаратов крови и более тринадцати литров растворов. Пациент выжил.

Так работают медики.

А с другой стороны – родственники потерпевших. Все нештатные ситуации характеризуются моментом неожиданности, мир переворачивается в один миг. Еще минуту назад дети, родители, супруги, просто близкие были здоровы, а сейчас… Сейчас минуты длительного ожидания кажутся часами, кажется, мир застывает. За дверью родной человек, ему сейчас очень плохо, очень плохо и родственникам. Хочется знать все и сразу: как? что? куда? А дверь отделения реанимации закрыта… Прошла целая вечность, а никаких вестей… Щелчок замка — опять не  к нам, это прошел фельдшер-лаборант… Еще щелчок, еще кто-то прошел… Почему врачи молчат, что там за дверью?

А за дверью – интенсивная терапия, борьба с травматическим шоком, хирургические обработки, анализы, обследования, переливание крови, подготовка к операции… И скупые фразы врачей  о том, что состояние остается тяжелым, что проводится то или иное лечение, что транспортировка  в другое лечебное учреждение может сегодня только ухудшить состояние пациента. И опять тревожное ожидание…

Источник: Ошмянский вестник