Владимир Караник, министр здравоохранения:
«Если оборудование будет введено раньше срока, это повод для премирования руководителя организации. Производственная инициатива должна поддерживаться в том числе и финансово. За пять месяцев в любой ситуации можно ввести оборудование в эксплуатацию. Тем более о его поставке известно заранее».
Главными темами заседания очередной коллегии Минздрава стали реализация Директивы Президента Республики Беларусь № 1 и предупреждение коррупционных нарушений в организациях здравоохранения.
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ.
О выполнении требований Директивы № 1 в организациях системы Минздрава доложил заместитель министра здравоохранения Борис Андросюк. По его словам, удельный вес работающих во вредных и (или) опасных условиях труда уменьшился с 60,3 % в 2016 году до 54,8 % в 2018-м. В целом по республике отмечается снижение количества работников, получивших травмы на производстве (в 2016-м – 59 человек, в 2018-м – 42). Среди основных причин травматизма – личная неосторожность, нарушение правил дорожного движения, норм охраны труда, несоблюдение руководителями требований законодательства об охране труда.
В первом полугодии 2019-го Минздрав провел мониторинг 30 организаций здравоохранения регионального и ведомственного подчинения по выполнению требований Директивы № 1, соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины.
Министр здравоохранения Владимир Караник акцентировал внимание руководителей на выявленных недостатках и дал поручение устранить их во всех организациях здравоохранения, не дожидаясь следующего мониторинга Минздрава.
СРОКИ УСТАНОВКИ ОБОРУДОВАНИЯ.
По предложению первого заместителя министра здравоохранения Дмитрия Пиневича нормативные сроки ввода в эксплуатацию медицинского оборудования будут увеличены до 5 месяцев. Однако, как подчеркнул глава ведомства, каждый руководитель должен понимать, что соблюдение этих сроков и оценка эффективности использования оборудования – под пристальным контролем Минздрава.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВ.
Министр здравоохранения обратил внимание на обеспечение молодых специалистов жильем. По его мнению, чтобы удержать врачей в райцентре, сельской местности, надо прежде всего создавать нормальные условия проживания. Если медработникам предлагают койко-место в общежитии с санузлом в конце коридора, то неудивительно, что главврач ЦРБ каждый год просит обеспечить его врачами.
ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.
За 6 месяцев нынешнего года организациями здравоохранения республики выявлены 8 803 человека с наркологическими расстройствами, зарегистрированными впервые в жизни, что составило 92,9 на 100 тысяч населения (за аналогичный период 2018-го — 97,1 на 100 тысяч). Удельный вес зависимых от алкоголя — 92,7 %, пациентов с алкогольными психозами — 4,8 %, зависимых от наркотических и ненаркотических средств — 2,3 % и 0,2 % соответственно.
Под диспансерным наблюдением на 1 июля 2019 года находилось 167 018 человек. По сравнению с первым полугодием 2018-го показатель снизился на 1,6 %, при этом удельный вес психозов увеличился с 4,5 % до 4,8 %.
Взаимодействие наркологической службы с учреждениями образования, управлениями внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних позволяет своевременно выявлять подростков, употребляющих алкогольные напитки, а также родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами. Обновлена нормативная правовая база, регламентирующая оказание наркологической помощи несовершеннолетним и проведение мероприятий медицинской профилактики.
Министр здравоохранения отметил, что прослеживается четкая взаимосвязь между увеличением потребления крепких спиртных напитков и ростом смертности в трудоспособном возрасте, следовательно, требуется активизировать профилактическую работу и межведомственное взаимодействие.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДОВ.
По данным Белстата, смертность от суицидов за 6 месяцев нынешнего года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го уменьшилась как по республике в целом, так и в регионах, за исключением Гродненской и Минской областей. В общей популяции показатель снизился на 7,7 % (с 9,4 до 8,7 случая на 100 тысяч).
Для изучения причин суицидального поведения совместно со Следственным комитетом Беларуси была разработана специальная анкета, заполняемая по каждому случаю самоубийства. За прошлый год было проанализировано 1 647 анкет (91 % от числа совершенных суицидов). Причины суицидального поведения следующие:
социальная неустроенность — 22,3 %;
проблемы межличностных отношений, семейно-бытовые конфликты, другие психологические проблемы — 18,3 %;
наличие зависимости (алкогольной, наркотической, игровой) — 16,4 %;
наличие тяжелого инвалидизирующего заболевания — 13,5 %;
острые эмоциональные переживания в связи со сложившейся жизненной ситуацией — 6,6 %;
наличие психических расстройств — 6,6 %;
угроза административной и уголовной ответственности, помещения в лечебно-трудовой профилакторий — 4 %.
В остальных случаях причины не установлены. Медицинская проблема (наличие алкогольной зависимости, тяжелого инвалидизирующего заболевания, психических расстройств) входит в первую тройку причин суицидов во всех областях страны.
ПАЛЛИАТИВ.
По мнению Владимира Караника, для изменения ситуации следует направить усилия на организацию паллиативной помощи в регионах, оказание медицинской помощи пациентам с хроническим болевым синдромом (не только при онкопатологии, но и других заболеваниях).
– Тенденция, когда обезболиванием занимается скорая помощь, за исключением Минска сохраняется. Но даже если эту функцию берут на себя медработники первичного звена, соотношение трансдермальных и пероральных форм к инъекционным далеко от оптимального, — считает Владимир Степанович. – Мы должны понимать, что если пытаться обезболить всех нуждающихся инъекциями морфина, то вряд ли можно обеспечить этим пациентам приемлемое качество жизни.
Кроме того, людям с инвалидностью, тяжелыми хроническими заболеваниями важно обеспечить доступность психологической помощи.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ.
О мерах по предупреждению коррупционных правонарушений в организациях здравоохранения доложила начальник управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава Ольга Маршалко.
В отрасли функционирует трехуровневая система комиссий по противодействию коррупции: организация – ГУЗО облисполкомов (комитет по здравоохранению Мингорисполкома) – Минздрав. Заседания комиссий проводятся в соответствии с планом работы и по мере необходимости внепланово.
В первом полугодии нынешнего года управлением кадровой политики, учреждений образования Минздрава проведен мониторинг выполнения требований антикоррупционного законодательства в 64 организациях. По его результатам установлены типичные нарушения: отсутствует анализ проведенной работы, решения, как правило, состоят из двух-трех общих пунктов со сроком выполнения «постоянно» и не содержат мер, направленных на профилактику правонарушений в конкретном учреждении.
На особом контроле Минздрава исключение коррупционных проявлений при проведении госзакупок лекарственных средств, оборудования и изделий медназначения, а также соблюдение ограничений, установленных для государственных должностных лиц и приравненных к ним (в соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»).
Министр здравоохранения потребовал устранить выявленные недостатки в работе комиссий по противодействию коррупции, а также еще раз провести в каждом учреждении разъяснительную работу о требованиях антикоррупционного законодательства, основываясь на примерах из реальной жизни.
Источник: МедВестник