Президент Беларуси провел рабочую встречу с министром здравоохранения Владимиром Караником.
— При назначении мы договорились, что спустя определенный промежуток времени, когда вы будете готовы, доложите, во-первых, о совершенствовании системы здравоохранения по всем направлениям. Что больше всего волнует не только меня, но и общество в силу последних событий в системе, — это вопросы закупок медицинского оборудования и ценообразования. Естественно, что посредники до 30 %, а иногда и больше увеличивают цены на оборудование. То же самое касается и лекарственных средств, препаратов, субстанций и так далее, — отметил Александр Лукашенко.
— Словом, вы, работая в основном звене нашего здравоохранения, знаете болевые точки и «болезнь» нашего здравоохранения. И в этом отношении нам надо было бы предпринять серьезные усилия. Тянуть нельзя.
Тогда вы сделали намек на то, что нам бы надо ее совершенствовать. Ломать ничего не надо. Нужно совершенствовать систему здравоохранения в части оказания первичной и специализированной помощи. Ломать — это полная глупость. И вы, и все мы выросли на этой системе. Но ничего не бывает данного раз и навсегда, надо совершенствовать эту систему. Если у вас по этим и другим вопросам есть предложения, я готов их выслушать. Если они приемлемы, мы сделаем все для того, чтобы их реализовать уже в этом году.
Владимир Караник построил свой доклад на представлении нескольких основных проблем и предложений по их реализации.
1. Предупреждение коррупционных проявлений.
Проработаны более чем с 20 поставщиками медицинской техники вопросы приобретения и обращения медицинского оборудования и медицинских изделий, регистрации, формирования цены при закупке запасных частей, организации обслуживания и ремонта медицинского оборудования. В результате удалось добиться не только снижения стоимости, но и сокращения сроков восстановления работоспособности высокотехнологичного оборудования.
Организовано взаимодействие с Министерством иностранных дел. По дипломатическим каналам направлены письма в адрес производителей высокотехнологичного оборудования для организации более тесного взаимодействия, исключения необоснованного посредничества и предоставления информации о ценах производителя на оборудование и запасные части.
Начали проводить более углубленный маркетинг и работу по исключению необоснованного посредничества. Идет работа уже не с поставщиками, а с производителями оборудования, чтобы стимулировать именно прямые поставки. К чему это приводит: по отдельным позициям дорогостоящего оборудования цена снизилась от 26 % до 54 %, по некоторым запасным частям снижение цены еще более существенное. В качестве примера: рентгеновский излучатель для томографа в прошлом году стоил 223 тысячи долл., а сейчас 89 тысяч долл.
В августе-сентябре в медицинских учреждениях планируется восстановить все имеющееся оборудование, а аппараты, которые эксплуатируются более 10 лет, заменить на новые. Такое обещание дал министр здравоохранения.
На рабочей встрече с участием Министерства антимонопольного регулирования и торговли обсуждались подходы к организации оперативного снабжения медицинской техники запасными частями в рамках действующего законодательства о государственных закупках. Прорабатываются механизмы проведения закупок запасных частей и ремонта медицинской техники с применением процедуры закупки из одного источника при условии прямых поставок от производителя и открытого формирования цены.
Проанализирован опыт централизации закупок в системе здравоохранения. Принято решение о децентрализации отдельных позиций, необходимых для повседневной работы учреждений здравоохранения.
2. Платформа с элементами искусственного интеллекта.
По закону все самостоятельные закупки медучреждений регистрируются на специальной платформе, куда вносится вся информация. И сейчас Минздрав совместно с МАРТ, резидентами ПВТ обсуждает создание платформы с элементами искусственного интеллекта, которая поможет выявлять закупки с завышенными ценами в медицинских учреждениях. Предполагается, что она будет анализировать большие объемы данных в автоматическом режиме и выявлять те однотипные позиции, которые разными больницами закупаются по разной цене. В таком случае «желающих баловаться с ценами не будет, и каждый будет понимать, что это не выборочный, а полный контроль всех проводимых закупок».
Кроме того, сейчас Минздрав выбирает проекты для создания единой информационной платформы. Отсматриваются различные варианты, которые должны объединить всю страну. И тогда у пациента появится возможность получать выписки и справки без стояния в очереди, у врача будет информация обо всех анализах и госпитализациях.
3. Система обеспечения населения лекарственными средствами.
Поручения Главы государства по подготовке пакета нормативно-правовых актов по совершенствованию системы обращения лекарственных средств будут выполнены до 1 октября текущего года. В настоящий момент проекты нормативных актов подготовлены и проходят согласование. Минздрав предлагает сделать более простой, понятной, прозрачной схему регистрации лекарств, которые не выпускаются в республике и имеют международные сертификаты качества. Речь идет о лекарственных средствах, которые зарегистрированы в Европе, Соединенных Штатах. Их доступ на рынок должен быть облегчен. Предполагается, что регистрация таких лекарственных препаратов в Беларуси будет занимать максимум 35 дней и стоить не дороже 120 базовых величин.
Речь идет о создании здоровой конкуренции на рынке и стимулировании развития фармотрасли. Многие достаточно крупные компании должны понимать, что целесообразнее заниматься не поставками препаратов в условиях жесткой конкуренции, а освоить производство здесь и осуществить трансфер технологий, чтобы иметь преимущества за счет меньших издержек.
Кроме того, для сохранения стабильности на рынке лекарственных средств и обеспечения доступности начат анализ регистрационных удостоверений на препараты, регистрация которых заканчивается в 2019–2020-м. Уже отработаны вопросы продления регистрации либо освоения выпуска по 426 лекарственным средствам из 900.
4. Новая стратегия развития фармотрасли.
Минздрав совместно с заинтересованными ведомствами разрабатывает стратегию развития фармотрасли. ее основные положения — удовлетворение потребности практического здравоохранения, замещение наиболее финансово значимых позиций импорта, повышение экспортного потенциала за счет увеличения производства и продажи на внешних рынках высокомаржинальных препаратов, а не за счет увеличения объемов при снижении цены и рентабельности поставок. Формирование системы контроля за предприятиями, осуществляющими выпуск лекарственных средств по технологии in bulk, путем ограничения по времени использования данной технологии и обязательного применения референтного ценообразования позволит избежать необоснованного завышения стоимости.
Планируется создать структуру для контроля за качеством продаваемых лекарств. Обсуждается вопрос создания Госфармнадзора. Эта структура будет следить за качеством препаратов, которые обращаются на рынке. Это не касается только отечественных или только импортных лексредств, здесь не будет разделения. Все препараты, которые находятся в аптеках, используются в больницах, будут выборочно изыматься для проведения контроля их состава и качества.
Регистрацией займутся одни, допуском на рынок — вторые, контролем оборота — третьи. Ужесточатся также требования к складам, в которых поставщики хранят лекарственные средства. Склады, которые занимаются поставкой лекарств на рынок Беларуси, должны соответствовать критериям GDP — надлежащей дистрибьюторской практике, чтобы в качестве препаратов никто не сомневался.
5. Система оказания первичной и специализированной помощи.
Касаясь предложений по совершенствованию системы оказания первичной и специализированной помощи, следует отметить, что изменения в возрастной структуре населения и перераспределение между сельской местностью, районными центрами и крупными городами привели к сокращению численности населения в сельской местности и районных центрах. Это требует изменений системы оказания медицинской помощи для обеспечения доступной первичной медицинской помощью на местном уровне через развитие института врача общей практики и повышение роли специалистов со средним медицинским образованием.
Оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи должно концентрироваться в хорошо оснащенных межрайонных и межрегиональных центрах. При создании межрегиональных и межрайонных медицинских центров в Беларуси будет учтено правило золотого часа. Межрегиональные центры будут обслуживать районы в радиусе примерно 70 км. Их оснащают необходимым высокотехнологичным оборудованием, в том числе магнитно-резонансными и компьютерными томографами, ангиографами. Однако полностью охватить территорию страны межрегиональные центры не смогут: от некоторых населенных пунктов в медучреждения придется добираться около полутора-двух часов. Такие районы оснастят реанимобилями или другими машинами со специальным медицинским оборудованием. Для каждой зоны будут введены специализированные стандарты оснащения скорой помощи и предложен перечень компенсирующих мероприятий, что позволит выдержать не золотой час, а золотые полтора-два часа, но доставить пациента без угрозы для его жизни в ближайший центр. Речь идет не о том, что сокращаются остальные больницы. Создаются ресурсные центры для приближения специализированной помощи жителям.
6. Внедрение новых подходов к финансированию и кадровому обеспечению.
Определение уровня и объема оказываемой помощи возможно через внедрение системы аккредитации медицинских учреждений. Основными критериями будут: потребности населения, оснащенность оборудованием, кадровая обеспеченность и экономическая эффективность. Такой подход повысит управляемость системы, медицинскую и экономическую эффективность деятельности каждого учреждения и будет способствовать дальнейшему их развитию.
Финансовые средства должны «двигаться за пациентом». Основополагающими принципами при определении места оказания специализированной медицинской помощи должны стать безопасность пациента, клиническая эффективность и экономическая целесообразность, а не территориальная расположенность и ведомственная принадлежность.
В настоящий момент совместно с Министерством финансов прорабатывается новый механизм финансирования по законченному случаю на основании клинико-затратных групп, для рационального распределения финансовых средств между первичным и стационарным звеном, между учреждениями, относящимися к разным уровням и регионам страны.
7. Использование формата диалога с общественностью.
В середине июля Минздрав на своей официальной странице в Facebook предложил опрос для пользователей «Сравнить цены на лекарства иностранного производства». На сегодняшний момент пост собрал более 400 комментариев. Данная информация крайне важна, анализ цен будет продолжен до конца августа.
Специалисты выявили более ста позиций, по которым уже ведется работа (конкретно с производителями) по снижению стоимости для Беларуси. Также готовятся дополнения в нормативную базу регистрации предельных цен на лекарства. Использование такого формата привело к тому, что некоторые поставщики начали собственную работу по снижению цен. А тем временем «Белфармация» активно заключает прямые контракты с производителями на поставку препаратов: за последние несколько месяцев количество прямых контрактов, заключенных предприятием, увеличилось на 55 %.
Юлия Бородун, пресс-секретарь Минздрава.
Источник: МедВестник.