Доклад министра на коллегии Минздрава «О работе органов и организаций здравоохранения в 2017 году и основных направлениях работы на 2018 год»
Системные, последовательные шаги в здравоохранении позволили вывести отрасль на качественно новый уровень и обеспечить повышение позиции Беларуси в мировых рейтингах.
Ключевые показатели, характеризующие нашу работу, остаются одними из лучших среди стран мира. Достичь такой высокой позиции за достаточно короткое время и в меняющейся экономической ситуации помогла слаженная работа всех звеньев здравоохранения и органов исполнительной власти при пристальном внимании и поддержке Президента и правительства страны.
Белорусское здравоохранение в Год науки отмечено многочисленными государственными наградами. В истории медицины суверенной Беларуси третья Государственная премия в области науки и техники присуждена за разработку и внедрение технологий трансплантации органов у детей и взрослых сотрудникам РНПЦ трансплантации органов и тканей и РНПЦ «Кардиология». Премии Президента Беларуси «За духовное возрождение» удостоен коллектив РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова. За последние 5 лет медицинскими работниками получено 155 медалей, 7 орденов, 31 работнику присвоены почетные звания «Заслуженный врач Республики Беларусь» и «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь».
Выполнены основные целевые показатели деятельности здравоохранения, достигнуты индикаторы государственных программ и социальные стандарты в области здравоохранения.
Демография. За последние 20 лет ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 5,5 года и достигла в отчетном году своего максимума — 74,3 года. Продолжена тенденция сокращения разрыва между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин (0,2 года).
Несмотря на постарение населения, общая смертность стабилизировалась и продолжила снижаться прежде всего за счет уменьшения смертности лиц трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, внешних причин, употребления алкоголя, суицидов.
Основным приоритетом работы в 2018 году остаются мероприятия, направленные на улучшение медико-демографической ситуации. В первую очередь их надо проводить в проблемных по демографическим показателям районах, ориентируясь на межведомственное взаимодействие. Необходимо повысить роль и качество работы межведомственных советов по демографической безопасности в регионах.
Начальникам управлений и председателю комитета необходимо на постоянной основе проводить работу с кадрами, обеспечить действенную, а не формальную работу акушерско-терапевтическо-педиатрических советов, организовать тренинги и обучение персонала по оказанию экстренной помощи, внедрению новых клинических протоколов по акушерству и гинекологии, а также обеспечить дальнейшее улучшение материально-технической базы родильных домов и перинатальных центров.
Главному управлению Минздрава продолжить ежедневный мониторинг и сопровождение оказания помощи в тяжелых клинических ситуациях, а результаты аудитов должны стать составляющими тренингов и учебы специалистов.
Основа экономики любой страны — ее трудоспособное население, и от его здоровья зависит благополучие общества в целом. Сегодня пришло понимание, что изменить существующую ситуацию можно только ориентируясь на раннее выявление заболеваний, первичную профилактику и вовлечение самого человека, всего общества в борьбу с факторами риска. Основной груз решения данных проблем лежит на первичном звене.
Первичное звено. Отличительной особенностью первичной медицинской помощи должно стать органичное сочетание лечебной и профилактической работы — диспансеризации и скрининговых мероприятий. Ни для кого не секрет, что проводимая в настоящее время диспансеризация взрослых при невысокой приверженности пациентов наблюдению у врача и лечению не всегда дает ощутимые результаты.
Мониторинг поликлиник показывает, что на местах не решаются вопросы оптимизации нагрузки врача, сохраняется бумаготворчество. С одной стороны стола мы видим современный диагностический комплекс, а с другой — десятки журналов.
Проведенный в одной из поликлиник Минска хронометраж подтвердил причины потерь времени пациентом.
Это неправильная логистика: отсутствие оптимального маршрута человека (для проведения всего комплекса необходимых медицинских мероприятий) и преемственности между службами, низкий уровень администрирования всех процессов организации работы. Профилактическая деятельность в первичном звене должна занимать не менее 30 % рабочего времени. Надо рассмотреть вопрос об организации на предприятиях единого дня диспансеризации. Внедрить в регионах положительный опыт пилотного проекта в Минске по проведению диспансеризации выходного дня.
Другой формой раннего выявления заболеваний является скрининг. Это мероприятие дорогостоящее, но в итоге приносит значительный экономический эффект: раннее выявление патологии снижает стоимость лечения. Однако темпы внедрения скрининговых программ невысокие, в регионах по-прежнему проводятся в режиме пилотных проектов. Целостная система так и не создана. А ведь это серьезный стимул для развития всего здравоохранения.
В текущем году руководители всех уровней совместно с РНПЦ онкологии должны начать создание скрининговых центров на базе межрайонных диспансеров и крупных учреждений, представить региональные организационные приказы, заявки для подготовки кадров, принять меры по закупке оборудования.
В соответствии с задачами Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы в текущем году мы должны продолжить системные изменения в работе врача первичного звена.
Второй приоритет — врач общей практики на деле должен стать центральной фигурой системы здравоохранения. Для этого сделано немало, в 2017 году доля специалистов уже достигла 40,2 % от общего числа врачей-терапевтов участковых. Целевой показатель 2018 года 60 %. Открыта подготовка врачей общей практики в субординатуре, интернатуре и на четырех факультетах медуниверситетов. Внесены изменения в примерные штатные нормативы. Эти меры являются ответными на ожидания пациентов и медицинского сообщества. Работа в команде «врач — помощник врача — медицинская сестра» позволит значительно сократить маршрут пациента и адекватно перераспределить время и нагрузку.
Минздрав не останется в стороне и оставляет за собой не только функции контроля и регулирования, но и берет на себя задачу по оснащению медицинским оборудованием кабинетов врача общей практики за счет централизованных средств, сэкономленных при государственных закупках.
За последние несколько лет проведены доказавшие свою эффективность пилотные проекты в работе поликлиник. Необходимо их комплексное осмысление на кафедрах медвузов, БелМАПО и в первом квартале 2018 года представление в Минздрав предложений по их масштабированию. Глава государства при посещении Буда-Кошелевской ЦРБ подчеркнул, что вопрос оптимизации в системе здравоохранения как в целом по стране, так и в районах по-прежнему остается важным и не снимается с повестки дня. Обращаю ваше внимание, что реформа — это не сокращение коек и кадров, а мудрое управление ресурсами.
В настоящее время вносятся изменения в социальные стандарты в сфере здравоохранения — пересмотрен социальный стандарт по врачу общей практики с учетом обслуживаемого детского и взрослого населения, увеличен по обеспеченности сельского населения бригадами скорой медицинской помощи. Начальникам управлений необходимо решить вопрос о приобретении автомобилей, их оснащении, укомплектовании службы кадрами. Рабочая группа Минздрава завершает формирование концепции по изменению работы республиканского и областных центров экстренной медицинской помощи с интеграцией в систему скорой медицинской помощи, модернизацией системы управления и ее администрированием из единого центра.
Особое внимание следует уделить доступности диагностических услуг для сельского населения. Платные услуги должны стать исключением.
Обращаю внимание руководителей всех уровней на необходимость повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Наша задача — переход от избыточной сети стационаров к системе первичной медпомощи, развитию отделений дневного пребывания, хирургии одного дня.
Высокотехнологичная медпомощь. Сегодня не только в РНПЦ и в учреждениях столицы, но и в регионах активно внедряются операции на открытом сердце, аорте и магистральных артериях, рентгенэндоваскулярная хирургия, растет объем оказания ортопедической помощи. По количеству трансплантаций республика входит в десятку лучших стран мира.
Формируя в целом политику в области медицины высоких технологий, мы должны: во-первых, направлять инвестиции на самые эффективные и социально значимые, которые могут оказывать реальное влияние на медико-демографическую ситуацию, во-вторых, учитывать степень их востребованности, в т. ч. с целью расширения экспорта медуслуг.
В 2017 году стартовали системные программы по элиминации таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез, гепатит С. Начато лечение рассеянного склероза и других заболеваний.
Беларусь вступает в век персонифицированной медицины. Это означает индивидуальный подход к каждому пациенту, включая диагностику, лечение и реабилитацию. Без последующего активного диспансерного сопровождения, ранней реабилитации снижается эффект высокотехнологичной помощи. Первые шаги к персонифицированной медицине уже сделаны. И ее внедрение продолжено с введением в строй республиканских центра позитронно-эмиссионной томографии и молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза, благодаря чему диагностика вышла на новый уровень. За 2 года функционирования ПЭТ-центра обследовано более 9 тысяч пациентов. В молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза проведена диагностика более 33 тысяч пациентов, выполнено 166 тысяч исследований.
Следующий шаг — индивидуальное лечение, в т. ч. упорядочение и жесткая регламентация назначения таргетных лексредств.
В оказании высокотехнологичной медицинской помощи вместе с медиками принимают участие работники других специальностей — биологи, физики, химики и др. Это наши уникальные, штучные специалисты, и нам надо решить в 2018 году вопрос повышения им заработной платы, тем более что данная проблема была поднята на Втором съезде ученых Беларуси.
Потребности практической деятельности формируют предмет научного исследования, с другой стороны, наука влияет на развитие практики. Это взаимообусловленные процессы, и наличие РНПЦ значительно сократило путь от научного открытия до практики. Основным документом, в соответствии с которым мы будем строить дальнейшую политику в области науки, является Стратегия «Наука и технологии: 2018–2040».
Развивая науку, необходимо расширить подготовку кадров высшей научной квалификации. Заслуженные педагоги должны развивать научные школы и наставничество, готовить не только команду единомышленников на кафедре или в лаборатории, но и собственный кадровый резерв.
Кадры. В 2018 году совместно с Республиканским профсоюзом работников здравоохранения мы должны выстроить систему юридической защиты специалистов. Кроме того, руководители должны принять меры по защите своего персонала, организовать систему видеонаблюдения и аудиозаписи в учреждениях.
Подготовка будущих врачей и дальше будет иметь принципиальное значение. С прошлого учебного года мы увеличили долю практических занятий студентов младших курсов. Со следующего учебного года на 6-м курсе будут введены две новые дисциплины с итоговой аттестацией — по неотложным состояниям с использованием симуляционного оборудования и медицинское право с вопросами биоэтики и коммуникаций между врачом и пациентом.
На мой взгляд, органы управления здравоохранением уделяют недостаточное внимание работе с руководящими кадрами и резервом. Управленец сегодня — это не только врач, но и экономист, финансист, менеджер, юрист и даже строитель. Кафедре организации здравоохранения необходимо пересмотреть подготовку по вопросам экономики здравоохранения, трудового законодательства, охраны труда, управленческих и информационных технологий. Разработать систему оценки компетенции и лидерства с выдачей индивидуальной характеристики-рекомендации для формирования перспективного кадрового резерва. В 2018 году при назначении на должность руководителя и его заместителя представлять не менее двух рекомендаций — по аналогии с приемом на работу в органы государственного управления.
Управление качеством оказания медицинской помощи. В соответствии с Указом Президента контроль за качеством медпомощи осуществляется только Минздравом. Имеющиеся сегодня методики оценки качества не отвечают современным требованиям. Необходимо перейти от экспертизы отдельной истории болезни или отдельного случая к оценке всех факторов, влияющих на процесс оказания медпомощи (от удовлетворенности пациента до предоставления медработнику всех необходимых условий для ее оказания).
Для этого в структуре Минздрава создано управление медицинской экспертизы, основная функция которого на 2018 год — разработка нормативной правовой базы и построение архитектуры системы управления качеством в стране с учетом развития электронного здравоохранения. С марта 2018-го в структуру будут введены специалисты в области финансового контроля. Стержнем организационной модели определены областные медико-реабилитационные экспертные комиссии, а внутри каждой организации здравоохранения — врачебно-консультационные комиссии.
Информатизация. Важнейший приоритет нашей работы — построение электронного здравоохранения, что является неотъемлемой составляющей цифровой трансформации экономики и создания IT-страны. Это поручение Главы государства. Электронное здравоохранение — прорывная технология, открывающая принципиально новые возможности для развития отрасли.
Укрепление системы здравоохранения посредством развития информатизации — одно из основных условий реализации политики ВОЗ «Здоровье–2020». Разработана, успешно апробирована во всех регионах и должна быть повсеместно внедрена в 2018 году технология «Электронный рецепт». Организовано консультирование пациентов с помощью телекоммуникационных технологий — за 2017 год проведены 802 телеконсультации.
Однако среди 161 подключенной организации лишь 50 (менее 30 %) проводят их на регулярной основе.
Наиболее активно работает в данном направлении РНПЦ радиационной медицины и экологии человека. Необходимо включить в модели конечных результатов и для РНПЦ, и для регионов число проведенных телемедицинских консультаций.
Сегодня при поддержке Всемирного банка мы создаем уникальную в своем роде систему электронного здравоохранения, которая включает единую интегрированную электронную карту, личный кабинет пациента, системы поддержки клинических решений, формирования различных статистических отчетов и принятия управленческих решений.
Первый контрольный срок — июнь 2019 года. В системе электронного здравоохранения должны заработать организации здравоохранения Минска и РНПЦ. Необходимо выстроить все закупки, обеспечить внедрение и апробацию системы в срок. Ко вторым Европейским играм медицинская общественность столицы должна продемонстрировать не только готовность к оказанию качественной помощи, но и высокий уровень IT-технологий в здравоохранении.
Важными критериями являются соблюдение норм этики, деонтологии и профессиональная грамотность врачей. Современный пациент — активный пользователь информационных технологий, что позволяет получать широкий доступ к информации, в т. ч. медицинской, публичному обсуждению медицинской деятельности через социальные сети, и приводит к формированию новых типов взаимоотношений в системе «врач — пациент». Это выдвигает соответствующие требования к качеству, достоверности, актуальности, безвредности информации. И мы должны своевременно обеспечить доступность получения населением грамотной информации. Именно с этой целью в 2017 году Минздравом реализована идея заместителя премьер-министра Василия Жарко по созданию сайта «Здоровые люди».
Сегодня сайт каждой организации — это ее лицо, и от того, как представлена на нем информация, зависит ваш имидж и отношение пациентов к вам.
Этика и деонтология. Оказание медицинской помощи касается каждого человека, поэтому перед нами всегда будут стоять задачи по повышению эффективности работы, соблюдению этики и деонтологии. Доступность СМИ, интернета приводит к тому, что практически ежедневно интерпретируются отдельные случаи или высказывания наших специалистов по тем или иным вопросам.
Зачастую это непроверенная или неточная информация, трактуемая представителями журналистского корпуса некорректно, без понимания важности защиты личной информации и врачебной тайны. Обращаю внимание на недопустимость представления в СМИ несогласованной информации; в то же время необходимо самим активно представлять для публикаций достижения и наиболее значимые события в медицинской жизни регионов.
Минздрав разработал Стратегию оснащения организаций здравоохранения дорогостоящим диагностическим оборудованием (ангиографы, аппараты КТ, МРТ) до 2020 года. Техническое переоснащение — это не только закупка и установка оборудования, но и принятие организационных приказов, а также заблаговременная подготовка кадров для работы на высокотехнологичных аппаратах.
В ситуации экстренной медицинской помощи для пациентов с острым коронарным синдромом, острым нарушением кровообращения, травмами не должно быть границ территорий районов и областей. Поэтому необходимо предусмотреть централизованную закупку расходных материалов, ориентировать работу всех служб на экстренную доставку пациентов в соответствии с дорожными картами.
Закупки. Проводимые Минздравом мероприятия и переговоры по снижению цен при закупке медтехники, медизделий, лекарственных средств, освоении производства новых препаратов отечественными фармпредприятиями привели в 2017 году к значительной экономии — около 86 млн рублей.
Принят ряд мер по прозрачности проведения процедур централизованных закупок, организовано общественное обсуждение технических заданий с возможными поставщиками, осуществляется онлайн-трансляция заседаний закупочной комиссии министерства, проводится анализ архивных цен и цен сопредельных рынков.
Сэкономленные финансовые средства были направлены на оснащение Оршанской ЦРБ, строительство корпусов и общежитий вузов.
Фармация. В 2017 году доля отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке в стоимостном выражении оценивается на уровне 54 % при задании 52 %. Удельный вес экспорта лексредств в общем объеме производства оценивается на уровне 28,1 %, в т. ч. по участникам холдинга 40 (при задании 29 %).
Подчеркну, что вопросы стоимости по-прежнему актуальны. Еженедельной практикой стал не только мониторинг, но и переговоры с производителями и поставщиками. В результате снижены отпускные цены на ряд отечественных препаратов (от 1,5 % до 57 %), а также на 117 наименований импортных лексредств (от 10 % до 79 %). Данная практика будет продолжена в 2018 году.
При посещении фармпредприятия «Минскинтеркапс» Глава государства дал высокую оценку развитию фармацевтической промышленности. Поставлены конкретные задачи и даны поручения по номенклатуре и наращиванию объема производства отечественных лекарственных препаратов. Должны быть увеличены в 2 раза показатели экспорта лексредств, освоены новые рынки. Минздраву поручено взять под жесткий контроль систему оборота лекарственных средств в стране.
Обращаю внимание частного фармацевтического бизнеса, поставщиков препаратов зарубежного производства: цена на медикаменты должна быть оптимальной и доступной для человека и не должна превышать стоимость в сопредельных странах.
Госпрограммы. Для реализации мероприятий государственных программ, заказчиками которых являются Минздрав, облисполкомы и Мингорисполком, в 2017 году профинансировано 98,3 % годового уточненного плана. В полной мере реализованы мероприятия программ и обеспечено исполнение бюджета Союзного государства.
Сегодня непозволительно в условиях жесткой экономии всех видов ресурсов иметь столь различную стоимость койко-дня в стране. В связи с внедрением электронного здравоохранения необходимо обеспечить расчет стоимости каждой медицинской услуги.
Начало положено стартовавшим в Брестской области пилотным проектом по внедрению новой модели финансирования фтизиатрической службы, предусматривающим перераспределение средств между стационарной и амбулаторной помощью согласно движению пациента и с учетом оказываемых ему услуг.
Последующая реализация принципа «деньги следуют за пациентом» во всей лечебной сети системы здравоохранения позволит рационально распоряжаться имеющимися ресурсами и достигать эффективной реализации государственных программ.
Зарплата. В 2017 году дважды принимались решения правительства по повышению ставки первого разряда, увеличен размер оплаты труда работников отрасли. Также приняты уникальные для отрасли решения — подняты на 40 % тарифные оклады врачам-интернам и провизорам-интернам, что способствовало существенной материальной поддержке начинающих самостоятельную профессиональную деятельность молодых специалистов. Повышена зарплата младшему медперсоналу, а также врачам-экспертам медико-реабилитационных экспертных комиссий.
Частный сектор. Увеличивается доля частных организаций здравоохранения, которых мы рассматриваем как неотъемлемую часть системы. Это порядка 1 500 субъектов хозяйствования.
Уважаемые представители медицинского бизнеса! Вы несете персональную ответственность за организацию работы и качество предоставляемых услуг. В условиях либерализации законодательства должен быть обеспечен разумный и справедливый баланс ответственности и контроля. Частные центры должны приглашаться на коллегии, учебу, обеспечиваться нормативной документацией. Необходимо оживить работу общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Минздраве.
Законодательная база. Одной из важнейших задач 2018 года является совершенствование нормативной правовой и законодательной базы здравоохранения. Необходимо изменить законодательство в отношении опеки недееспособных, контролируемого лечения туберкулеза, ВИЧ, психических расстройств, наркомании и других заболеваний, донорства с учетом развития фармацевтической промышленности в стране и возможности контрактного фракционирования, электронного здравоохранения, нано- и клеточных технологий, вспомогательных репродуктивных технологий и трансплантологии.
Международное сотрудничество. По международным оценкам, белорусское здравоохранение — успешно развивающаяся отрасль, быстро перенимающая лучшие практики и помогающая другим странам в обучении специалистов и передаче нашего передового опыта. Поэтому нас более активно пригашают участвовать в работе международных организаций, в т. ч.
Постоянного комитета Европейского регионального комитета ВОЗ, Европейского министерского совета по окружающей среде и здоровью, Программного координационного совета ЮНЭЙДС. Ведется работа по вступлению Республики Беларусь в состав Наблюдательного совета Глобального фонда, в Европейскую инициативу в области информации здравоохранения, в Протокол по проблемам воды и здоровья.
В 2018 году Минздрав совместно с ВОЗ, Глобальным фондом, ЮНЭЙДС планирует проведение Второго регионального совещания по расширению доступа к лекарственным средствам в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Индикаторы выполнения Целей устойчивого развития будут включены в целевые показатели системы здравоохранения.
Наша главная цель — улучшение демографической ситуации в стране: снижение смертности и повышение рождаемости, увеличение продолжительности активной жизни наших граждан.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОТРАСЛЬЮ В 2018 ГОДУ:
организация работы врача общей практики, развитие электронного здравоохранения, создание системы управления качеством медицинской помощи, дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи и персонифицированной медицины, эффективное использование всех видов ресурсов, практико-ориентированное развитие медицинской науки, усиление системы регулирования и контроля обращения лекарственных средств и медицинских изделий, развитие фармацевтической промышленности.
Источник: Медицинский вестник