rubeen
Mobile menu

000018 989920 big

Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».

За последние годы в республике произошли существенные изменения в социально-экономической сфере, в том числе в здравоохранении. Подверглись преобразованиям структурно-организационные основы системы здравоохранения и финансовые механизмы их обеспечения. Эти процессы проходили в соответствии с общими принципами социально-политической модели общества, экономическими возможностями государства и населения, с учетом состояния здравоохранения на момент реформ.

ВЫЗОВОМ 21-го ВЕКА в условиях глобализации, внедрения новых стандартов общественной жизни является высокий уровень заболеваний и смертности от неинфекционных болезней. Это связано с неправильным образом жизни (курение, чрезмерное потребление алкоголя, нездоровое питание), рискованным поведением (наркотики, алкоголь, преступность), экологическими проблемами, вызывающими хромосомные нарушения и врожденные пороки развития, неблагоприятными социальными условиями (безработица, миграция и др.).

Возникший в последние десятилетия комплекс социально-экономических, демографических и экологических факторов не только негативно влияет на здоровье населения, но и требует изменений в работе системы здравоохранения.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ в области здравоохранения на период до 2040 года является формирование системы, обеспечивающей сохранение лидирующих позиций республики по доступности медицинской помощи и повышение эффективности медуслуг (их объем, виды и качество должны соответствовать передовым достижениям медицинской науки).

В среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется обеспечить повышение конкурентоспособности и инновационное развитие здравоохранения (с учетом расширения системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для инновационной деятельности). Одной из основных задач является активное развитие медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями в первую очередь отечественного производства до среднеевропейского уровня (по количественным и по качественным показателям).

В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ДОКУМЕНТА стратегического планирования на долгосрочный период РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения совместно с Минздравом подготовил проект Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2040 года.

Стратегия призвана комплексно, основываясь на научно обоснованных предложениях, подойти к решению выявленных проблем и способствовать реализации единой государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья и повышение качества жизни граждан.

Стратегия основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе «О здравоохранении», иных законах страны, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года, положениях и нормах международного права, в том числе рекомендациях ВОЗ по реализации целей устойчивого развития с опорой на европейскую политику здравоохранения «Здоровье-2020», Минской декларации «Охват всех этапов жизни в контексте положений политики “Здоровье-2020”». Это позволило определить приоритетные направления развития отрасли до 2040 года. 

На основании анализа состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения республики за 1991–2016 годы, тенденций медико-демографических процессов и прогнозных показателей на период до 2040-го, опыта, накопленного за этот период, целей социально-экономического развития страны, планов и государственных программ, имеющихся ресурсов здравоохранения в Стратегии определены цель, принципы и задачи дальнейшего развития.

ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ — повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем повышения качества и доступности медпомощи для широких слоев населения, эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли, усиления профилактической направленности здравоохранения при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.

Реализация указанной цели будет строиться на следующих принципах: 

• сохранение основ государственной системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• расширение властных полномочий и усиление ответственности исполнительных органов власти всех уровней за реализацию государственной политики в области здравоохранения;

• государственная ответственность за здоровье граждан и ответственность граждан за свое здоровье;

• стратегическое планирование и обеспечение устойчивого развития отрасли здравоохранения; 

• переход от управления расходами к управлению результатами; 

• обеспечение социальной справедливости, доступности и преемственности медицинской и лекарственной помощи всем слоям населения;

• профилактическая направленность здравоохранения;

• единство медицинской науки и практики;

• практическая значимость и результативность.

Стратегию планируется реализовать в 3 этапа: до 2020, 2030 и 2040 года. Это внесет вклад в достижение ряда предусмотренных Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь целевых макроэкономических индикаторов, характеризующих улучшение медико-демографической ситуации в республике; в повышение качества и доступности медицинской помощи; в обеспечение качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами; в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Проект Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2040 года будет обсуждаться на секции «Медицина и фармация» Второго съезда ученых, который состоится 12–13 декабря 2017 года в Минске.

Приоритетные направления развития здравоохранения Республики Беларусь до 2040 года: 

совершенствование системы общественного здравоохранения с акцентом на развитие профилактического направления;

совершенствование системы менеджмента на всех уровнях общественного здравоохранения, в том числе управления финансовыми и человеческими ресурсами;

создание инновационной модели медицинской науки;

развитие фармацевтической промышленности и совершенствование системы регулирования обращения лекарственных средств;

совершенствование системы электронных коммуникаций для повышения качества лечения, уровня безопасности пациентов, экономической эффективности медицинской помощи;

повышение ответственности граждан за сохранение и улучшение собственного здоровья и здоровья окружающих путем совершенствования индивидуальных навыков и внедрения принципов здравосозидания;

расширение и углубление партнерства в интересах здоровья и повышение роли страны в глобальном здравоохранении.

Источник: Медвестник.