Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой.
В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен.
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Но наиболее ценными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его “я”.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
15 правил общения с подростком с суицидальными мыслями:
1. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи, если подросток отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересованы судьбе этого подростка и готовы помочь.
4. Оцените его внутренние резервы – найдите их.
5. Позвольте выговариваться – подросток почувствует облегчение.
6. Не оставляйте в одиночестве.
7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору.
8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.
10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих.
12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться.
13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.
14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.
15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Врач-психиатр Ошмянской ЦРБ
А.И.Сивакова