Mobile menu

СнимокСамое ценное, самое основное богатство страны – люди и сохранения человеческих жизней, сохранение здоровья людей, их работоспособность – один из самых необходимых и благодарных видов деятельности медиков.

В июне 1941 года росло напряжение среди населения района, слухи о приближающейся войне тщательно опровергали средства массовой информации, но случилось страшное, жизнь перевернулась. Узнав о нападении Германии на СССР, местные жители перестали выходить на улицы города и главные дороги. На рассвете 25 июня 1941 года в Ошмянский район со стороны Вильно вошли немецко-фашистские захватчики. На город и район, на всю белорусскую землю опустилась ночь фашистской оккупации. Более трех лет мирным жителям Ошмянщины пришлось терпеть издевательства и насилия, лилась невинная кровь, смерть и страдания принесли с собой «цивилизованные» захватчики. 1793 мирных жителя Ошмянщины были замучены и расстреляны, еще 325 человек не вернулось с фронта. В это непростое время люди в белых халатах боролись за жизнь человеческую у постели больных и раненых, на полях сражений, в научных лабораториях и даже в условиях концлагерей. В суровые годы Великой Отечественной врачи, медицинские сестры, вместе с воинами, со всем народом встали на защиту Отечества.

Среди них была и Екатерина Ананьевна Попова. Родилась Екатерина Ананьевна в 1897 году на Смоленщине. В 21 год девушка начала свой трудовой путь в городе Ярцево Смоленской области. Какое-то время работала помощником счетовода, а затем счетоводом в местных совхозах.

После окончания в 1933 году Смоленского мединститута врач-терапевт Екатерина Ананьевна Попова была назначена заведующей больницей Фоминской перевалочной базы.

Будучи женой офицера и следуя за мужем, Екатерина Попова оказалась в Ошмянах. Именно здесь она и встретила Великую Отечественную войну.

Сохранились воспоминания брата Поповой, Николая Ананьевича Соколова он рассказал, что «муж Екатерины Ананьевны - Александр Иванович Попов работал в Ошмянском военкомате и когда началась война, он усадил жену и тёщу на грузовую машину, а сам поехал на велосипеде по нужному для него делу. Возвращаясь на встречу автомашины, увидел её со спущенными колёсами. Видимо те, кто ждал немцев, набросали металлических кошек, которые и прокололи шины автомобиля. Екатерина, увидев мужа и зная, что немцы уже занимают Ошмяны, закричала ему: «немцы - уезжай». И он успел уехать, оставив их на дороге. Екатерина с материю остались в машине, которая двигаться не могла».

Так женщине пришлось остаться на оккупированной врагом территории. Устроиться врачом в больницу Поповой помог, работавший у неё до войны врачом обрусевший немец, который поручился за Екатерину. И её оставили рядовым врачом. Поселили врача в кладовку под лестницей. Мать она устроила в деревне у крестьян, которые, видимо, из уважения к Поповой, спрятали её у себя. Работать приходилось бесплатно, только за продукты питания. Ни о какой-либо медицинской помощи местным жителям не могло быть и речи. В больнице лечились местные полицаи, их жены, родственники.

В это время на территории района действовали партизанские отряды, впоследствии объединенные в бригаду имени Гастелло, на базе которой в лесном массиве, был устроен бригадный госпиталь, т.е. большая землянка, разделенная на 4 палаты, всего в ней можно было разместить до 10-15 коек. Одна из палат была приспособлена под операционную с верхним освещением, для чистоты вместо стен и потолка, натянута парашютная ткань. Первое время в госпитале был один военный фельдшер – начальник медицинской службы Петр Слабинский и четыре медсестры.

В каждом отряде бригады были медицинские работники: в отряде имени Бочкова – врач Маймусова Алевтина Петровна.

Все медицинские работники отрядов всегда находились вместе с бойцами – бывали в засадах, в боях, на железной дороге.

Екатерина Попова с 1941 года, через связных Марфу Афанасьевну Коваленко и её брата Ерофея Комыка, при любой возможности передавала партизанам перевязочный материал и другие медикаменты.

Всё это время Екатерина Ананьевна с нетерпением ждала подходящего момента, чтобы активно включиться в борьбу с захватчиками.

Врач Маймусова Алевтина Петровна работала в больнице в Дуниловичах Поставского района, собирала продукты у местных жителей для питания пациентов в больнице и частично передавала их в партизанский отряд, вместе с медикаментами. Выставляя диагноз «Сыпной тиф», она госпитализировала в стационар молодых людей (местных жителе), спасая их тем самым от угона в Германию.

Весной 1943 года Алевтина получает приказ от комбрига Манокина и перебирается в Глубокое Витебской области, устраивается на работу в инфекционное отделение местной больницы. Отсюда передаёт через связных Василевскую Анастасию Даниловну, Рудака и девушку, фамилия которой осталась неизвестной медикаменты и перевязочный материал. За поимку связной Василевской Анастасии Даниловны немцы объявили награду в 1000 марок, она прошла всё войну, снабжая партизанские отряды минами, взрывчаткой, листовками и медикаментами, умерла в 1945 году в военном госпитале в Минске от злокачественной опухоли печени.

Зимой 1944 года, обе патриотки Попова и Маймусова получили приказ покинуть Глубокое и Ошмяны и влиться в партизанскую бригаду имени Гастелло. Приказом № 81 от 25 февраля 1944 года Попова Екатерина была назначена главврачом бригадного госпиталя, а Маймусава Алевтина возглавила медицинскую службу в отряде имени Бочкова.

Сохранились в музее и воспоминания самой Екатерины Ананьевны о том нелёгком времени. Из них мы узнали, что в бригаде жили и работали: врач и фельдшер с женой. Вместе с Поповой работала Вера Слабинская - медсестра без специальной подготовки. Екатерина Ананьевна - терапевт по специальности, в партизанском госпитале делала операции, лечила раненых. И даже несмотря на острую нехватку медикаментов, усилия врача часто приводили к успеху благодаря страстному желанию помочь пациенту.

Вспоминая то нелёгкое время, Попова писала: «И хотя мы все медработники бригады и не были искусны в военном деле, знали только кое-что теоретически, сама жизнь, обстановка и условия партизанской жизни подсказывала нам наше поведение и работу, которую мы и строили в соответствии с этими требованиями».

Медикаменты, перевязочный материал добывали и доставляли в госпиталь связные. Однако этого катастрофически не хватало, т.к. приходилось обслуживать не только бойцов бригады им. Гастелло, но и партизан из других бригад, а иногда и местных жителей. Бинты нужно было употреблять по несколько раз после стирки и соответствующей обработки.

Кроме того, часто приходилось выезжать в населённые пункты партизанской зоны своей и других бригад, совершать выезды в район деятельности партизан, уходить в поход с бригадой и отступив после боя, в полевых условиях кипятили в чугунке в печке инструменты и оказывали более квалифицированную помощь: извлекалась пуля, застрявшая в тканях грудной клетки, накладывались швы, обрабатывались раны. Руки медработника обрабатывались кипячёной водой с мылом, в лучшем случае самогоном, а стерилизация и внутривенные вливания под ёлочкой и часто в дождь тоже проходили благополучно. Задачей любого медика во время отдыха на базе дислокации: наблюдение за состоянием здоровья всех членов бригады, санитарным состоянием землянок, проверка партизан на вшивость, организация гигиенических мероприятий - мытьё в бане, стрижка, бритьё и стирка и обеззараживание одежды, а также ведение профилактических бесед.

Усилия были не напрасны. Статистика говорит, что именно благодаря самоотверженному труду медицинских работников в годы Великой Отечественной более 72% раненных и 90% больных воинов вернулись в строй.

С освобождением Ошмянщины трудности не закончились: нужно было восстанавливать здравоохранение на территории района. 6 июля 1944 года Екатерина Ананьевна Попова была назначена главврачом Ошмянской межрайонной больницы и по совместительству заведующей терапевтическим отделением. Алевтина Петровна Маймусава возглавила райздравотдел Ошмянского района. Сразу начала работать санитарно-эпидемическая станция, которую возглавил фельдшер Петр Слабинский.

В июле 1944 года начал работать терапевтический кабинет в поликлинике, в течении первого месяца открылись и начали работать и другие кабинеты, в т.ч. женская консультации, которую возглавил врач Яксатырь. Эпидемическое состояние района было очень тяжелым. Эпидемия дизентерии, сыпного, брюшного и возвратного тифов, чесотки, были поражены почти все населенные пункты района. Так осенью 1944 года в районе и городе вспыхнула эпидемия инфекционных заболеваний. Районный исполнительный комитет разработал мероприятия по восстановлению лечебной сети и быстрейшей ликвидации эпидемии в районе. В городе были оборудованы детские ясли, молочная кухня, детская консультация. С 10 сентября по 10 октября 1944 года проводился месячник по очистке города. Населением был организован сбор медицинского имущества, расхищенного или укрытого во время оккупации. Начала работать станция скорой медицинской помощи, но без транспорта, вызова обслуживала врач Буткевич. С мая 1949 года заведующий скорой помощи был врач Яксатырь Аркадий Фридрихович.

Были организованы курсы по подготовке медицинских сестер, а в 1945 году в Ошмянах открылось медицинское училище, в котором занималось 70 человек. Директор училища врач-хирург Загорец. Ошмянская больница была полностью укомплектована средним медперсоналом из училища. Сентябрь 1950 года – при Ошмянской школе медицинских сестер организованы курсы для сдачи медработниками, не имеющими законченного специального среднего образования, экзаменов экстерном за двухгодичную школу медсестер. На курсах всего 12 человек.

Неоценимый вклад в становлении здравоохранения Ошмянщины внес фельдшер Давидовский Анатолий Александрович, уроженец Слуцкого района, прошедший всю войну, в боях за освобождение Ленинграда получивший осколочное ранение. Инвалид 2 группы ВОВ, имел ордена и медали.

Деревянкин Михаил Тимофеевич уроженец Пензенской области. Ветеран ВОВ, капитан, имел ордена и медали. Отличник здравоохранения, заботился о здоровье трудящихся, за время его работы Станционный ФАП утверждён областной школой передового опыта.

Олейник Полина Петровна - начинала свой медицинский путь в военном госпитале, в послевоенное время в детском доме в д. Антоново на Ошмянщине, затем долгое время заведующая Борунским ФАПом...

Козлова Ольга Федосовна, после окончания в 1945 году Оршанского медицинского училища была направлена работать в Гольшанскую участковую больницу, где и проработала всю свою жизнь до 1983 года, в одном из приказов 1979 года по Ошмянской районной больнице было написано «В трудные послевоенные годы Ольга Федосовна с большой любовью сердечной теплотой, сестринской лаской оказывала медицинскую помощь людям, ярко проявлялись её партизанские способности, выполняла большую общественную работу».

Николенко Клавдия Романовна – прошла всё войну, имеет ордена и медали. В Ошмянской больнице в 1946 году медицинской сестрой хирургического отделения, в 1950 году назначена старшей медицинской сестрой хирургического отделения, на этой должности проработала всю жизнь до выхода на пенсию, является Отличником здравоохранения. Награждена почётной грамотой Верховного Совета БССР.

Можно долго перечислять имена и фамилии медицинских работников, которые самоотверженно трудились на благо людей в послевоенное время, низкий поклон им за это и вечная память в наших сердцах.

Люди! Покуда сердца стучатся – помните! Какою ценой завоевано счастье – пожалуйста, помните!Рисунок4